+863252-26-09
Пн - Пт с 10:00 до 18:00
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№44 Первомайского района города Ростова-на-Дону 344020, Ростов-на-Дону, ул. Днепропетровская, д. 14
информатика
"Знания и есть своего рода лекарство, польза их несомненна."

информатика

 

Пояснительная записка

В соответствии с  учебным планом школы на 2019-2020 учебный год данная программа рассчитана на 30 часов, в том числе на контрольные – 4 часа.

Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

В курсе программы основное внимание уделяется алгоритмам решения задач и исполнителям. На многочисленных примерах рассматриваются типы алгоритмов, формируются такие понятия информатики, как «команда», «исполнитель», «алгоритм». Понятие координатной плоскости вводится как обобщение графических построений. Учебный исполнитель Колобок позволяет осваивать материал как в машинном, так и в безмашинном варианте.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Цели изучения информатики в начальной школе:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

 

 

Решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  • формирование общеучебных умении: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умении составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  • отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
  • формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  • индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Содержание программы

Четвертый класс (30 часов)

Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.

Алгоритмы и исполнители (24 часа). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра"Найди клад"; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Контрольные работы (4 часа).

Повторение изученного материала(2 часа)

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

-        критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-        уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

-        осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

-        начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

 

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-        формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

-        оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

-        поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

-        использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-        создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

-        подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

 

 

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-        поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

-        моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-        анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

-        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-        выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-        подведение под понятие;

-        установление причинно-следственных связей;

-        построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-        аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-        выслушивание собеседника и ведение диалога;

-        признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

 

Учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;
  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  • понятия алгоритма, исполнителя, блок-схема;
  • знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
  • иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

 

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
  • решать логические задачи;
  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  • приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
  • упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  • кодировать информацию одним из изученных способов;
  • уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для Исполнителя Колобка;
  • организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  • работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания  и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

 

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во часов

УУД

1

10.09

Человек в мире информации.

 

1

Правила техники безопасности

Уметь выполнять правила

История развития вычислительной техники, виды информационных процессов, устройств

Умение использовать ссылки при поиске

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

2

17.10

Действия с данными.

 

1

3

24.10

Объем и его свойства.

 

1

История развития вычислительной техники, понятие алгоритм, исполнитель

Уметь анализировать и делать выводы

Алгоритмы в математике

Уметь анализировать и делать выводы

Виды алгоритмов, графический способ записи алгоритмов, линейные алгоритмы

Уметь составлять алгоритмы

Разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь графически записывать алгоритмы

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

 

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

4

01.10

Отношения между субъектами.

 

1

5

08.10

Компьютер как система

 

1

6

15.10

Документ и способы его создания.

1

7

22.10

Документ и способы его создания.

 

1

Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь графически записывать алгоритмы

Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь находить и исправлять ошибки

Разбор ошибок

8

12.11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

Краткая и доступная форма записи простейших алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок, исполнитель и его характеристики

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

к

9

19.11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

10

26.11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра "Найди клад"

1

11

03.12

Подготовка к контрольной работе

1

12

10.12

Контрольная работа

1

Составление простейших программ

13-14

17.12

24.12

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

2

Уметь составлять алгоритмы

15

14.01

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок, вложенные циклы

Уметь составлять циклические алгоритмы

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

         планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

         поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

         моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

16

21.01

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

17

28.01

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

18-20

04.02

11.02

18.02

Алгоритмический язык стрелок — пропедевтика вложенных циклов

 

3

21

25.02

03.03

Подготовка к контрольной работе

1

22

10.03

Контрольная работа

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

23

17.03

Анализ контрольной работы

1

Уметь составлять алгоритмы

Составление алгоритмов.

24

31.03

Исполнитель Колобок на линейке

1

Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел

Уметь составлять алгоритмы

Составление алгоритмов.

25

07.04

Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа

1

Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел

Уметь составлять алгоритмы

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

 

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

 

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

26

14.04

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет"

 

1

27

21.04

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант"Расположи предмет"

 

1

28

28.04

Алгоритмы работы на координатной плоскости

1

29

12.05

Подготовка к годовой контрольной работе

1

30

19.05

Годовая контрольная работа

1

31

26.05

Итоговый урок «Чему мы научились за год»

1

Закрепление изученного за год